Краткий обзор о принятых и рассматриваемых изменениях в действующее законодательство
1. Использование прозрачных ящиков для голосования.
Федеральный закон от 21.12.2013 № 364-ФЗ «О внесении изменений в статьи 61 и 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривает использование в помещении для голосования при проведении выборов различных уровней стационарных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного (полупрозрачного) материала.
Принятые положения Федерального закона позволят повысить гласность и открытость выборов, а также эффективность общественного контроля за соблюдением требований законодательства к проведению выборов.
С учетом сроков исполнения требования по оборудованию помещений для голосования стационарными ящиками для голосования, изготовленными из прозрачного (полупрозрачного) материала, соответствующие положения Федерального закона вступят в силу с 1 июня 2014 года.
В целях наиболее полного обеспечения конституционных избирательных прав граждан в последние несколько месяцев разработан ряд законопроектов о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
2. Оспаривание итогов голосования в судебном порядке.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 260 и 2601 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П (законопроект находится на рассмотрении в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации признал за избирателями, участниками референдума право на обращение в суд с заявлениями на решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, связанными с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
По установленным Федеральным законом основаниям (например, в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, нарушения правил составления списков избирателей и др.), суд по заявлению избирателя может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Кроме того, суд может принять решение о проведении повторного подсчета голосов, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений, касающихся сроков обращения избирателя в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии.
В настоящее время жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Согласно положениям законопроекта, заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
После принятия данного законопроекта у рядовых граждан, принимавших участие в выборах, референдумах, появится право оспаривать итоги голосования в судебном порядке.
3. Реализация пассивного избирательного права лиц, которые были осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 № 20-П (законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении).
Предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации стали нормы, запрещающие баллотироваться на выборах гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
Конституционный Суд признал данные положения противоречащими Конституции Российской Федерации и отметил, что ограничение прав и свобод гражданина является установленной государством мерой ответственности лица за совершение противоправных действий. Запрет баллотироваться допускается только при пожизненном лишении свободы. В остальных случаях применение такого запрета бессрочно, лишает гражданина пассивного избирательного права, что недопустимо.
Законопроект предусматривает запрет быть избранными в органы власти и органы местного самоуправления осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений в течение 10 лет со дня снятия или погашения судимости. Для осужденных за особо тяжкие преступления такой срок составит 15 лет.
При этом сведения о наличии у кандидатов судимости должны быть указаны в подписных листах, избирательных бюллетенях, информационных стендах вне зависимости от того, снята судимость или погашена.
Таким образом, в случае принятия данного законопроекта единственной категорией лиц, не имеющей права баллотироваться, будут граждане, осужденные к лишению свободы пожизненно.
4. О графе «против всех».
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» находится на рассмотрении в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Предполагается, что возвращение графы «против всех» позволит избирателям более точно выразить свое волеизъявление и увеличит явку избирателей.
Графа «против всех» вводится в обязательном порядке на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах муниципального и регионального уровней - по усмотрению законодателя субъекта Российской Федерации. На выборах Президента Российской Федерации использование в бюллетени графы «Против всех» не предусмотрено.
В случае принятия вышеуказанных законопроектов потребуется внесение соответствующих изменений в Избирательный кодекс Свердловской области.
Назад